Гельмут Шмидт: от нациста до социалиста?
Dec. 7th, 2014 04:24 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Сегодня его отношение к национал-социализму вызывают сомнения.
В соответствии с распространенными заверениями, Гельмут Шмидт не был нацистом. После войны он настаивал (как это, кстати, сделали многие нацисты Вермахта и СС), что был прежде всего солдатом, выполняющим приказы. Свое отношение к национал-социализму определял следующим образом: не состоял в движении сопротивления, но и нацистом не был. Он утверждал, что после Хрустальной ночи (Ночь разбитых витрин) в Берлине в 1938 году, занял «четкую негативную позицию» по отношению к нацизму, но не к самому Гитлеру. Что и понятно, поскольку отец Шмидта был незаконнорожденным сыном еврейского коммерсанта Гумбеля и немки-официантки, впоследствии усыновлённым гамбургской семьёй Шмидт, что долгое время скрывалось. В «Воспоминаниях детства» сам Шмидт пишет, что его происхождение повлияло на неприятие национал-социализма в целом.
Свое сотрудничество с режимом Третьего Рейха он объяснил тем, что руководствовался общим благом, а не собственными интересами ... Таким образом, ясно, что отношения Шмидта к нацизму, по крайней мере, неоднозначны.
В 1933 году, сразу после прихода к власти в Германии национал-социалистов, 14-летний Шмидт в числе одного из первых вступил в Гитлерюгенд в своей школе. По иронии судьбы, его учительница принадлежала к анти-нацистской студенческой организации «Белая роза». Эрна Штайл рассказывала после войны, что молодой Шмидт "был на противоположной стороне." Сэм Шмидт объяснял, что он не был нацистом, но находился "под влиянием коричневой власти". Свою идеологическую позицию он считает надломленной.
Молодой Шмидт, вступает в ассоциацию по гребле, которая в 1934 году подчинялась Гитлерюгенду Моряков – гитлеровской молодежной организации, действующей на флоте. Два года спустя, Шмидта исключают за разного рода неосторожные комментарии.
В 1936 году, восемнадцатилетний школьник Шмидт участвовал в марше Адольфа Гитлера из Гамбурга в Нюрнберг, на Нюрнбергский партийный съезд, впечатлённый «социалистической» и «солидаристской» составляющей нацистской пропаганды.
После окончания средней школы в 1937, году Шмидт вступает в RAD - Рейх Трудовой повинности, военизированную трудовую организацию, которая работает на Вермахт. Всеобщая воинская служба проходит в рядах зенитной артиллерии. Он заканчивает службу в звании унтер-офицера.
В мае 1940 года, Шмидт служит в звании фельдфебеля на зенитной батарее в Бремене. Произведен в офицеры. В звании лейтенанта переведен в Министерство Авиации Рейха в Берлине. Там он разрабатывает учебные инструкции по эксплуатации зенитных орудий.
В 1941-42 воюет на зенитных артиллерийских установках на Восточном фронте. Принимает участие в боях под Ленинградом, Москвой. Награжден Железным крестом 2-го класса.
Тогда, видя поражение Германии на фронтах, Шмидт утратил свою «личную веру в фюрера».
Возвратившись с фронта, он работает инструктором в учебном центре наземной артиллерии, но вскоре был призван в Министерство Авиации Рейха в Берлине. Шмидт совершает поездки в районы, оккупированные Германией, в качестве преподавателя и лектора в области зенитной артиллерии. Именно это время Шмидт считает периодом "окончательного разрыва" с национал-социализмом. Но затем, в 1942 году, его начальник фиксирует в отчетах его "нацистское мировоззрение."
Поражает следующий эпизод из жизни Шмидта: в 1944 году, он находится в рядах зрителей во время процессов над участниками покушения на Гитлера 20 июля в Волчьем Логове. Разумным будет вопрос: мог ли офицер, занимающий «нейтральную» позицию и остававшийся в стороне, быть приглашен в качестве зрителя на эти процессы? В 1978 Гедель Розенберг, представитель баварской Христианско-демократической партии ХДС, высказал мнение, что аудитория состояла из тех, кто "считался надежным и убежденным нацистом". Шмидт оправдывался тем, что его хотели таким образом запугать. Между тем, после первого дня судебного заседания, Шмидт получает разрешение не присутствовать на процессе, что, казалось бы, говорит в его пользу, но факт получения такого разрешения противоречит с утверждением, что его пытались запугать.
В декабре 1944 года обер-лейтенант Шмидт служит в зенитной артиллерии на Западном фронте. В январе 1945 года, во время короткого пребывания на Балтийском море, Шмидт громко выражает свое разочарование фельдмаршалом Рейха Германом Герингом и нацистским режимом, из-за чего он должен был предстать перед военным судом, но процесс не состоялся, благодаря заступничеству двух его начальников-генералов. В марте 45-го он попадает в британский плен. Во время краткого пребывания в британском плену, Шмидт должен был прослушать лекцию под названием "Обманутая нация", что, по его собственному свидетельству, лишило его "последних иллюзий" насчет национал-социализма.
После войны Шмидт учится, принимает участие в местном самоуправлении и является социалистом. Он продвигается по партийной лестнице, возглавляет федеральные министерства обороны, экономики, финансов и, на короткое время, МИД. Менее, чем через 30 лет после окончания войны, становится канцлером Германии. Однако, стоит отметить одну деталь: с учреждением Бундесвера в 1958 году, Шмидт возвращается в армию и снова повышен до ранга Гауптмана резервов. Именно тогда, по обвинению в "милитаристской" деятельности, отменяется Парламентская фракция социал-демократического правительства СДПГ.
Был ли Хельмут Шмидт, все еще активный профессионально, как журналист и один из редакторов известного еженедельника "Die Zeit", и имеющий очень высокий авторитет, как бывший канцлер Германии, - нацистом? Возможно, он был фанатичным сторонником режима Адольфа Гитлера. Но, судя по его биографии, он, безусловно, не был пассивным наблюдателем, стоя в сторонке, вдали от силовых структур Третьего рейха. Это, конечно, прекрасный пример того, как бывшие нацисты и офицеры Вооруженных сил Третьего рейха хорошо устроились в послевоенной демократической Германии. Как проникли в новые структуры власти, как почти полностью оккупировали некоторые ее уровни (например, создание эффективной немецкой военной разведки), и занимали высокие посты в новых политических партиях - независимо от того, правые они или левые.
Это перевод статьи польского публициста, Михала Соски, в ответ на выпуск на немецкий рынок новой биографии бывшего канцлера, написанной журналисткой Сабиной Памперрйен под названием "Гельмут Шмидт и кровавая война" (Helmut Schmidt унд дер Scheißkrieg). Главным тезисом этого "труда", который Михал Соска сравнивает с резюме, является далекостоящая позиция бывшего канцлера от системы власти в Третьем рейхе.
А как же быть с зафиксированным в отчетах "нацистским мировоззрением"?
Перевод с вкраплениями из биографической статьи в Дело40